Жертвенный сноп

Жертвенный сноп

Сегодня мы начинаем новую рубрику: "Из древних традиций чувашского народа". В ней мы будем публиковать различные этнографические материалы о культуре, быте и укладе жизни наших предков. Заканчивается октябрь месяц. В это время года в старину заканчивался обмолот и веяние зерна. Для крестьян это был большой праздник. А праздновали его следующим образом. Завершая обмолот зерна, оставляли один сноп и вешали его на шиш овина (хозяйственная постройка без ямы, в которой сушили снопы перед молотьбой) в необмолоченном виде. Считали, что иначе гумно теряет бережливость, собранный урожай будет низок. Оставляемый жертвенный сноп хранился на овине всю зиму и называли его «долей для овина». После молотьбы зерно надо было отделить от мякины(мусора). В старину это делалось специальной деревянной лопатой -веяло. Завершив веяние зерна (отделения зерна от мусора) на ворох клали вилы и метлу. Затем один мужчина или все члены семьи с лопатой, обходили кучу зерна по солнцу слегка касаясь зерна лопатой, как бы поправляя. При этом молились: «Пусть Турӑ не оставит нас! Пусть даст бережливость!

По окончания молотьбы и сушки семья устраивала прямо на гумне праздничный ужин.

Конечно, с исчезновением семейных овинов ушёл в прошлое и сам обряд «Жертвенный сноп».

Тем не менее, знание истории, культуры, традиций своего народа, становится неотъемлемой потребностью образованного человека. И в этом случае музей становится связующим звеном между человеком и культурой того или иного народа.



22 октября 2020
15:39
Поделиться